Освещение и его эффекты | Sony RU
Базовая информация → Освещение и его эффекты
Даже при съемке одного объекта освещение может кардинально изменить создаваемое фотографиями впечатление. Это связано с тем, что угол падения света и интенсивность освещения влияют на экспозицию и то, как на фотографии создаются тени. Рассмотрим, как сочетание угла падения света и расположения объекта влияют на изображение.
Угол падения света делится на три следующих типа.
1. Фронтальный свет
2. Боковой свет
3. Контровой свет
1. Фронтальный свет
Фронтальный свет освещает объект спереди (со стороны камеры).
Поскольку объект освещается напрямую, его цвета и форма передаются точно и без искажений. Такое освещения подходит для пейзажной съемки, обеспечивая передачу яркого синего неба и насыщенных цветов растительности.
Снято с применением фронтального света
2. Боковой свет
Боковой свет освещает объект сбоку.
Такое освещение создает четкие тени на объекте, обеспечивая яркий контраст между светлыми и темными участками. Оно идеально подходит для создания глубины в кадре с помощью добавления теней на объект.
Снято с применением бокового света
3. Контровой свет
Контровой свет освещает объект сзади.
Контровой свет помогает создавать привлекательные фотографии блюд, а также добавляет мягкую атмосферу при портретной съемке. С другой стороны, поскольку яркий свет попадает в объектив напрямую, объект съемки выглядит более темным. В таких случаях можно использовать функцию экспокоррекции для настройки необходимого уровня яркости объекта.
Снято с применением контрового света
Понимание того, какой эффект оказывает освещение, а также того, как передается объект при съемке, позволяет создавать желаемые изображения с нужной атмосферой.
Для просмотра этого видео в Youtube примите все файлы cookie.
Зайдите в настройки файлов cookie ниже и включите сохранение файлов cookie для Youtube в разделе «Функциональные».
Зарегистрируйте ваш продукт
Получите доступ к информации и доступным обновлениям и воспользуйтесь эксклюзивными предложениями
Посетите наше сообщество, поделитесь опытом и решениями с другими пользователями продукции Sony
Ремонт, гарантия и запасные детали
Задайте вопросы по сервисному обслуживанию, ознакомьтесь с условиями гарантии, найдите ремонтный центр
Support by Sony (мобильное приложение)
Вы больше не пропустите ни одного обновления! Ищите информацию и получайте актуальные уведомления о вашем продукте
Типы света: рисующий, заполняющий, контровой, фоновый | Статьи | Фото, видео, оптика
Чтобы понимать, как строятся схемы света, научиться рисовать их и использовать на практике, нужно разобраться с типами света: рисующим, заполняющим, контровым и фоновым. Разберёмся на конкретных примерах, что делает каждый тип света, когда он нужен и не нужен. И составим инструкцию, как работать разными с схемами света, двигаясь от простого к сложному.
Для этого портрета понадобился только рисующий и фоновый свет / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертРисующий свет
Заполняющий свет
Заполняющий + рисующий свет
Контровый свет
Контровый свет + рисующий/заполняющий свет
Фоновый свет
Съёмка с тремя источниками света и больше
В фотографии вообще очень много говорят про свет: про его источники (естественный и искусственный, постоянный или импульсный), про его характер (мягкий и резкий). Каждый первый учебник фотографии начинается с пассажа про то, что «фотография — это светопись».
И есть ещё типы света: рисующий, заполняющий, контровой, фоновый — они отвечают за роль источника в схеме. Новичку может быть сложно разобраться во всём этом разнообразии. На деле с типами света всё просто, нужно только положить в голову две вещи.
- Первое: тип света — это не положение источника в пространстве и не тип прибора, который светит. Источником вообще может быть не вспышка или фонарь, а отражатель, белая стена или, например, окно или дверной проём, если съёмка идёт в помещении. Тип света — это то, что свет делает в конкретном кадре. У каждого из типов есть своя задача в схеме света.
- И второе: не обязательно использовать все типы в одной схеме, можно обойтись одним-двумя.
Всё обычно начинается с него. Если сильно упростить, рисующий — это тот, который позволяет хорошо проработать объёмы и детали на предмете. Задача рисующего света — осветить предмет, чтобы его было хорошо видно: чтобы у него был выраженный светотеневой рисунок, который подчёркивает объёмы, и можно было рассмотреть мелкие детали в светлых областях.
Самый классический вариант рисующего света для портрета — рембрандтовский свет. Чтобы получить рембрандта, источник света нужно располагать чуть сверху и чуть сбоку относительно лица модели.
Рембрандтовский свет получился, если на половине лица человека, которая освещена хуже, отчётливо виден треугольник из теней. Если поймали блик на тёмном глазу — вообще отлично / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертЭто та самая ситуация, когда снимок сделан с единственным источником света. И этот свет рисующий. С таким светом можно смело снимать портреты в низком ключе.
В студии роль заполняющего света в студии чаще всего выполняет софтбокс среднего размера, стрипбокс или портретная тарелка.
К портретам выше можно придраться: слишком густые тени, в которых теряются детали. Это допустимо для портретов в низком ключе, но с этим можно бороться с помощью заполняющего света, если вы хотите получить более светлую и менее контрастную картинку.
Основная задача заполняющего света — заполнить тени. Осветить их. При съёмке с выраженным заполняющим светом теней на снимке нет совсем. Яркий пример чистого заполняющего света — съёмка в лайткубе. При съёмке портретов один заполняющий источник используется редко, разве что в подобных случаях:
Чистый заполняющий свет, направленный сверху на лицо модели. Минимум теней, практически никакого светотеневого рисунка на лице / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертС похожим светом мы работаем, когда съёмка идёт на улице в пасмурный день. Такой свет даёт минимум проблем — с ним сложно получить синяки под глазами или просто неудачные тени — теней практически нет. Такой свет часто называют скучным и плоским, но при этом он — самый простой и удобный.
С одним источником заполняющего света можно, например, смело снимать группу шилопопых детей в студии. Никуда они из света не убегут — он повсюду.
В студиях, чтобы получить чистый заполняющий свет, чаще всего используют один большой октобокс, который располагается фронтально или почти фронтально. Важный момент: такой свет не стоит делать верхним / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертПри более спокойных съёмках портретов изолированный заполняющий свет используется редко. Зато часто используется пара — рисующий+заполняющий.
Это одна из самых популярных портретных комбинаций, на которой построены многие схемы света.
Ставим свет, как на прошлом примере и добавляем к нему второй источник — заполняем тени. Мы не высвечиваем их полностью, но делаем более светлыми. Таким образом на лице модели сохраняется светотеневой-рисунок (спасибо рисующему свету), а за счёт заполняющего света этот рисунок становится более мягким и менее контрастным.
На схеме справа рисующий источник света, который создаёт объёмы (тени на щеке, подбородке и шее), слева заполняющий, который делает эти тени мягче / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертПри студийной съёмке портрета чаще всего за заполняющий свет отвечает источник света в большом октобоксе, как на картинке выше. Это вообще наиболее универсальная и простая в использовании схема света под портреты с двумя источниками. Её легко выставить, и она терпима к движениям модели в кадре: если человек слегка сместился или повернулся, такой свет не становится катастрофически хуже.
Ещё один вариант с одним рисующим и одним заполняющим: портретная тарелка сверху + отражатель снизу и немного сбоку.
Это очень распространённая схема для бьюти-съёмки / Фото: profoto.comСхемы с портретной тарелкой более требовательны к навыкам модели. Если она немного смещается вперёд, назад или в сторону, свет будет меняться. С таким светом лучше всего снимать более-менее опытного человека.
И ещё один важный момент: как только вы начали работать с двумя источниками света, вам потребуется настраивать баланс между ними. В обеих схемах выше мощность заполняющего света должна быть меньше, чем у рисующего, иначе рисующий станет незаметным и с лица пропадут тени.
Контровый свет — это свет, направленный в объект сзади. Его задача — создавать светящийся контур по краю объекта. Жёсткий контровик в качестве единственного источника света используют для съёмки силуэтов.
Контровый свет может быть направлен прямо на камеру, а может под небольшим углом / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертСхема контровый + рисующий может использоваться для того, чтобы подсветить волосы модели.
Такой подход позволяют добавить портрету настроения и лучше отделить модель от фона / Фото: panele.ltВ качестве контрового света чаще всего используют рефлектор со шторками, но можно брать и софтбокс или стрип. Контровик также часто используют, чтобы добавить портретам в интерьере глубины и атмосферы.
Здесь в качестве контровика используется более тёплый источник света по сравнению с основным / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертФоновый свет освещает фон, если это необходимо. Изолированно (без других источников света) практически не используется. С фоновым светом можно также снимать силуэты, но в этом случае де юре съёмка идёт с отражённым от фона контровым светом.
Чаще всего фоновый свет комбинируется с рисующим или заполняющим. В качестве примера для фонового света чаще всего используют классический студийный портрет с пятном света на фоне.
Здесь используется чёрный фон, но благодаря фоновому свету он не непроглядно чёрный, на съёмке есть объём / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад. ЭкспертФоновый свет также очень важен при съёмке портрета в интерьере. Зачастую это то, что отличает хороший портрет в интерьере от фотки на мобильник. Два снимка ниже без лишних слов объясняют, почему фоновым светом не стоит пренебрегать при съёмке в интерьерах.
На снимке справа вспышка, направленная на фон, не сработала, и у кадра сразу другое настроение / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертМожно ли выстроить сложную схему, в которой рисующий источник света вычерчивает лицо модели, контровик подсвечивает волосы, фоновый даёт пятно за спиной, а заполняющий подбивает тени? Можно. И есть шансы, что будет красиво — сейчас поясним, что мы имеем ввиду.
Можно ли снимать рисующим, заполняющим и контровым? Можно.
Можно ли с рисующим, контровым и фоновым? Можно.
Но есть несколько нюансов. Во-первых, нужно подбирать баланс между разными источниками. Чем больше на площадке источников света, тем сложнее настроить их так, чтобы они делали красиво, а не забивали друг друга и создавали световую кашу. Как это сделать — тема для отдельного разговора.
Во-вторых, стоит учитывать размер студии. В маленьком помещении снимать со сложными схемами света очень сложно. Если зал в студии 35-40 квадратов, потолок невысокий и стены белые, контровый свет имеет большие шансы биться в стену за спиной фотографа и потолок, рассеиваться и превращаться в дополнительный заполняющий. С остальными источниками тоже будут происходить такие же чудеса. Конечно, эта проблема больше актуальна для небольших городов, но в голове стоит держать и это.
И последнее: многие сложные схемы более требовательны к моделям. Важно, чтобы человек умел стоять или сидеть в свету и не выскакивать из него. Поэтому чем более съёмка тяготеет к репортажке (в кадре дети, домашние животные, нервные взрослые люди), тем меньше источников света стоит использовать.
Если голова уже пошла кругом от всех этих «но» и нюансов, рисующих и заполняющих источников, вспоминаем то, с чего начинали: не обязательно использовать все типы света в одной схеме. Вы вот что скажете про человека, который взял в руки молоток, штангенциркуль, отвёртку, дрель и пару саморезов и всем этим пытается одновременно работать? Правильно, что он — странный персонаж. Особенно если ему нужно просто забить гвоздь в стенку.
Со светом так же. Если опыта немного, не стоит хвататься сразу за пять источников, насыщая схему света до предела. Лучше научиться хорошо снимать с одним рисующим или комбинацией рисующий + заполняющий/контровик.
Читайте также:
8 простых схем света с тремя источниками
Сложные схемы света: как настроить, 6 готовых вариантов для практики
Октобокс: что это, где использовать, схемы света
Фотосъёмка с одним источником света: распространённые и креативные световые схемы
Высокий ключ: что такое, как снимать, схемы света
Низкий ключ: что это такое, как снимать, схемы света
Освещение Определение и значение | Dictionary.com
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
[ глагол их-лу-мух-нейт; прилагательное, существительное их-лу-мух-нит, -нейт ]
См. синонимы для: осветитьосвещенныйосвещающий на Thesaurus.com
глагол (используется с дополнением),ил·лу·ми·нат·ед, ил·лу·ми ·нас·инг.
для подачи или осветления; загораться.
сделать ясным или ясным; освещать (предмет).
для украшения гирляндами, как на празднике.
просветить, как со знанием.
сделать блистательной или прославленной: Улыбка осветила ее лицо.
для украшения (рукописи, книги и т.п.) красками и золотом или серебром, как это часто делалось в средние века.
для отображения огней, как на празднике.
, чтобы засветиться.
Архаичный. освещенный.
Устарело. просветленный.
Архаичный. человек, который является или претендует на то, чтобы быть специально просветленным.
Происхождение иллюмината
1Впервые записано в 1400–1450 гг.; позднесреднеанглийский, от латинского illūminātus, причастие прошедшего времени от illūmināre «загораться, осветляться»; см. осветить, -ели 1
Другие слова для освещения
2 | разъяснять, объяснять, объяснять |